Литературный клуб
журнала "Русский пионер"
(онлайн участие)
Все, что вы хотели узнать о литературе, но не знали, зачем
Онлайн мастерская
по написанию рассказов
Мастер-классы, лекции, практические занятия, разбор текстов.
У нас за плечами девять сезонов Литклуба – сотни рассказов, эссе, заданий, обсуждений. Наши участники приходят на занятия, чтобы научиться лучше понимать литературу, попробовать свои силы в написании рассказов, узнать, а точнее, почувствовать – что же делает текст художественной литературой. Встречи Литклуба проходят в Библиотеке им. Жуковского. Но если вы живете не в Москве, то можете присоединиться к виртуальной литературной мастерской по написанию рассказов. Мы составили онлайн курс, в котором есть все необходимое, чтобы вы написали лучший рассказ в своей жизни.
Наши проводники
в мир литературы
Дмитрий Быков
«Литература тайно управляет миром», – считает Дмитрий Быков – поэт, писатель, журналист, лектор, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, лауреат множества литературных премий, преподаватель русского языка и литературы в школе. Дмитрий Львович Быков — автор десятков книг, сборников стихов и статей в Новой газете, Собеседнике.
Александр Кабаков
Русский писатель и публицист, лауреат премии «Большая книга», Большой премии Аполлона Григорьева, обладатель приза «Проза года», Премии Ивана Бунина, финалист премии «Большая книга». Является автором таких известных произведений, как «Невозвращенец» и «Ударом на удар, или Подход Кристаповича». Первый роман был экранизирован, второе произведение легло в основу написания сценария фильма «Десять лет без права переписки».
Владислав Отрошенко
Член Всемирной ассоциации писателей PEN International, автор 10 книг прозы и эссеистики, лауреат итальянской литературной премии Гринцане Кавур, общенациональных российских премий «Ясная Поляна» им. Л.Н. Толстого, Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть на русском языке, Горьковской литературной премии, стипендиат и резидент французского Дома писателей в Сен-Назере, победитель Пятого берлинского международного конкурса «Лучшая книга года — 2014».
Всё, что вы хотели узнать о литературе,
но не знали, зачем
На основе опыта предыдущих сезонов мы создали пошаговую программу, которая поможет написать текст, у которого есть все шансы стать настоящим рассказом. Мы оставим в стороне такую составляющую писательского успеха, как талант – его распределяют более высокие инстанции, и в этом нет ни справедливости, ни даже простой логики. Мы поговорим о более важных вещах.
ИДЕЯ, ФАБУЛА, СЮЖЕТ
Прежде, чем предложить читателю очередное сочинение, писатель должен удостовериться, что ему известны ответы на первые три вопроса литературы. Что такое идея, фабула и сюжет. Если бы каждый автор ответил для себя на эти вопросы, тысячи графоманских текстов просто не появились бы на свет. Он бы взял паузу и задал себе главный вопрос – зачем я собираюсь сейчас это написать?
ГЕРОИ и ПЕРСОНАЖИ
Если есть идея, намечены фабула и сюжет, то нужны герои, которые будут двигать нашу историю вперед, и нужны рядовые жители текста - персонажи. С героями не поспоришь - очень часто они начинают жить своей жизнью. Другое дело персонажи - это более или менее предсказуемые и управляемые обитатели писательской фантазии. Познакомимся и с первыми, и со вторыми, и научимся с ними обращаться.
АВТОРСКИЕ ОПИСАНИЯ. МОНОЛОГИ и ДИАЛОГИ
Создавая этот самоучитель изготовления рассказов, мы согласились, что главный исходный материал этой продукции - идея, фабула и сюжет. Вот мы придумали героев и персонажей, оснастили их характерами и даже психологией, внушили им идеи – наши, конечно, других у нас нет. А дальше что? Рассадили их по стульям и ждем, что будет, откуда возьмется художественное произведение? Если все они называются действующими лицами, они должны совершать действия. Вопрос в том, каким именно образом можно сложить слова, чтобы из них получились действия?
ФОН
Все же чего-то не хватает для настоящего литературного произведения. Наши герои, не говоря уж о персонажах, размещаются где-то в безвоздушном пространстве, в дальнем космосе, но и об этом ничего не сказано прямо. Они живут нигде. А нигде человек – включая литературного героя и персонажа – жить не может. Ведь литература – это не описание нашего мира и населяющих его людей, а самостоятельный, отдельный мир, параллельный тому, где мы сегодня проснулись. Вот и вывод, если угодно: чтобы текст ожил, кроме героев и персонажей нужен фон. И неплохо, чтобы в этом фоне были детали, вызывающие к этому фону доверие.
КОНФЛИКТ
Идея произведения не может быть изложена прямо и односложно – это получится не литературное произведение, а служебная записка. В литературе идея вырастает внутри текста, как вырастает трава в прополотом розарии – в спорах и склоках героев и других действующих лиц, в осмысленных авторских описаниях. И, даже страшно сказать – в литературном произведении может проклюнуться не одна, а две или три идеи…
Итак. Все на месте – люди и обстоятельства, идея и сюжет. Герой мучительно борется с окружающей жизнью и с самим собой. В тексте то и дело попадаются выразительные метафоры и тонкие наблюдения. Что ж, все прекрасно? И ваше сочинение отличается от «Войны и мира» только объемом и французскими фрагментами? Увы, нет. Вот теперь, под конец, пришло время сказать самое главное: никакие законы не описывают литературу исчерпывающе. Тем более – хорошую литературу. Чтобы писать, надо знать правила, по которым она делается. Чтобы писать хорошо, надо нарушать все правила.
Также в лекциях вы найдете ответы на вопросы:
Почему рассказ - самый сложный жанр литературы?
От какого лица писать?
Что такое интонация, и как ее найти?
Почему так важна первая фраза?
Как издать свою книгу (советы от ведущих редакторов и издателей)?
Практические занятия в нашей литературной мастерской проходят онлайн - в специальной вебинарной комнате. Участники могут получить рекомендации профессионального писателя и обсудить свои тексты с одним из ведущих курса - Владиславом Отрошенко.

Как устроена онлайн мастерская?
Начать курс можно в любой момент. После регистрации вам придет письмо от администратора курса с паролем от личного кабинета.
Более 10 часов видео
Лекции
В личном кабинете вы смотрите записанные лекции, которые сгруппированы по урокам.
5-6 тысяч знаков (с пробелами)
Ваш рассказ
По итогам курса вы пишете финальный рассказ, который вы сможете обсудить на онлайн вебинаре и получить рекомендации профессионального писателя. Творческие онлайн семинары проходят каждый месяц.
Публикация в журнале и на сайте
В печать
Лучшие рассказы по выбору редакции будут напечатаны в "Русском пионере".
Варианты участия
Только лекции
3700
Лекции + практический семинар
5700
В печать!
Лучшие рассказы могут быть напечатаны в журнале "Русский пионер".
Отзывы наших курсистов
Елена Ануфриева
Единственно верное слово на своём месте — так создаётся настоящий текст. 100 советов по написанию бестселлера — это не о нашем Литклубе. Интонирование у Пушкина, второй план у Бунина, сюжетная линия и описание главного героя у Толстого — темы наших занятий, обсуждений, а иногда и жарких споров. Вопрос «зачем учиться у великих, если до них невозможно дотянуться» с каждой встречей теряет свою актуальность. Мы же изучаем математику по доказанным теоремам, географию по сделанным открытиям. Так и в литературе – художественность текста открывается на лучших примерах. К концу занятий весь тяжкий груз идеальных художественных примеров, интересных встреч с современниками и собственных разочарований позволяет написать что-то, может быть, не слишком художественное, но точно более качественное, чем предыдущие опусы. И главное — любое литературное произведение теперь раскрывается, как вино после курсов сомелье: мы чувствуем оттенки, интонации и наконец-то видим «слово».
Никита Савин
Можете не писать – не пишите. Если не писать не получается – приходите в Литклуб. Единственная правильная школа писателя.
Екатерина Минина
С детства хотела в литературу. Курсы, обещающие научить писать бестселлеры за 3 недели («или мы вернем вам деньги!»), я отмела сразу. Хотелось интеллектуальной нагрузки, не похожей на то, что я делаю в повседневной жизни: начать писать не посты для фейсбука, не письма или иронические заметки на полях, а грамотные тексты. Литературный клуб "Русского пионера" — правильное место для тех, кто не боится критики, сложных размышлений о фабуле в русской литературе и некоторой отрешенности от современного информационного шквала. Рекомендую тем, кто не планирует разбогатеть на бестселлерах, но хочет переосмыслить свое призвание.
+7 (964) 570 14 58
админ Литклуба Елена Жихарева
egihareva@ruspioner.ru
Made on
Tilda